Цвет фона сайта:

Интервал между буквами:

Размер шрифта сайта:

pic
pic pic pic pic pic pic pic pic pic pic pic pic pic pic pic pic pic pic pic pic pic pic pic pic

Яндекс.Метрика

Деревня Рудно Новосельского сельского поселения

 

 

ДЕРЕВНЯ РУДНО
НОВОСЕЛЬСКОГО 
СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
СЛАНЦЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Конкурсная работа ученицы 9-го класса Новосельской школы Марины САМКО. 2010 год.

«История предков всегда любопытна для того,
кто достоин иметь отечество»
Карамзин.

Рудно (Новая Купровщина или Новокупровщина) – деревня с многовековой историей. Слово «руда» известно во многих языках в значениях, не относящихся к производству металла. Металлическая руда – обычно красноватое образование, красная земля, она же бурая или рыжая. В украинском, болгарском и старорусском «руда» означает «кровь». Есть версия, что в древности слово «кровь» было табуизированным, то есть не могло произноситься вслух. Оно заменялось словом «руда». «Рудить» - пачкать кровью; древнерусское значение «рудить» - нарушать договор, марать, пятнать (совесть).

Деревня Рудно возникла на берегу небольшой речки Руденки. Это было типичное для северо-запада России доходное имение. Усадьба включала в себя барский дом, не менее пяти хозяйственных построек, усадебный сад и парк. Создание усадьбы относится ко времени не ранее середины второй половины 14 века. Рядом на холме, густо поросшем елями и соснами, вскоре появилось кладбище, в древности называвшееся жальник. Позднее на кладбище была построена деревянная церковь. Кладбище было небольшим, но количество могил увеличивалось, здесь хоронили жителей не только Рудно, но и других деревень. Например, до наших дней сохранился памятник Аренсбургу Ивану Карловичу, на котором указано, что он скончался 19 мая 1873 года на 56 году и что он жил в деревне Заовражье. Это какая-то ветвь одного из немецких дворянских родов, во множестве селившихся в соседнем Ямбургском уезде и Эстонии.  Появилась необходимость в новом кладбище, оно выросло в 19 в. за деревней слева от дороги на деревню Пустынька. При нём была построена часовня. Было и третье кладбище, на котором хоронили инородцев и самоубийц. Известны только два имени похороненных на этом кладбище людей: Улан и Сочило.

Погост Рудный считается древнейшим в здешней местности. К нему прежде принадлежали приходы: Сижненский, Веинский и Черновский.  Древнейший здешний храм, как видно из Синодика, существовал в 1696 г. Он был деревянный и построен крестьянами и помещиками Богданом Иоановичем Коновницыным, Тихоном Атеневым, Акилиной Васильевой и другими. В 1793 г. храм сгорел и от него сохранился только колокол. «Причина пожара была следующая: в июне месяце, в ближней деревне Логе (совр. Гусева Гора) женщина вываривала для беления холсты близ рассадника (т.е. высокого деревянного сруба, с крытою площадкою на верху, где сеяли копустное семя для рассады, что делали для сохранения молодых восходов от мошек) и, оставив незагашенным огонь, сама ушла к соседу. В это время ветер сообщил силу огню и загорелись ближние строения. Пламень клубами поднимался в вихре и перенесся, через две версты, на соседний погост Рудный; селение и церковь были его жертвою, но утварь и иконостас спасены. В числе книг, спасенных от пожара, есть рукописный Синодик, подаяние Псковского помещика Богдана Ивановича Коновницына, в 7204 г. (до Р.Х.), в храм св. великомученика Христова Георгия, в погост Рудный. (Из записок крестьянина Ефима Андреева //Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ 1885 г.) После пожара в 1795 году построена новая церковь, одна из древнейших в Гдовском уезде. По народному преданию, когда проходила "Литва", то Господь ослепил ей очи и она прошла по полю, мимо Рудного погоста.

 «Храм в Рудно, во имя Великомученика Георгия, холодный, с теплым приделом Рождества Предтечи. Высота храма с колокольнею 14 сажень, ширина 6 сажень. Снаружи храм     обшит тесом, выкрашен желтой краской; внутри обтянут холстом и выкрашен светло-голубой краской. Антиминс главного престола освящен митрополитом Исидором 1865 г., сентября 19; в приделе освящен митрополитом Антонием 1844 г., мая 28 дня. За иконостас главного престола отдано художнику Чернышову 800 рублей серебром. Он в четыре яруса. Иконостас придела, старый, в 2 яруса.» (Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ 1885 г.). Притч сначала состоял из священника, диякона, дъячка и пономаря. В 1818 году, по просьбе старого священника Афанасия Иоаннова, в помощь ему, посвящен во священники родственник его, Иоанн Саввин, местный диакон. Так как в это время помещик Зубатов подарил церкви пустошь в 185 десятин, то была возможность увеличить причт.  В 1899 году в приходе состояли село Рудно, деревни Рожки, Плавкино, Новинка, Рыжково, Пантелейково, Мельничище, Гаянщина, Ухово, Кушель, Ребельск, Заберезье, Пустынька, Гусева Гора, Лог, Новая Нива, Филатово, Дубок, Моркво (363 двора, 1063 мужчины, 1107 женщин). Из прежних священников известны: Иоанн Васильев, умерший в 1809 г., 70 лет от роду; Савва Иоаннов, сын его, посвященный из   диаконов и умерший в 1816 году; Афанасий Иоаннов, зять предшественника, также из диаконов; Иоанн Саввин, служивший сперва с о. Афанасием, потом переведенный в погост   Сижно; Александр Иоаннов Сретенский, зять о. Афанасия + 1867 г.; Стефан Павлов, посвященный вместо Иоанна Саввина; Михаил Вифанский, из диаконов Песейской церкви;   Евфимий Иоаннов Положенский, зять Сретенского,  отец Михаил Вифанский, отец Алексей Иоаннов Солнцев. Школ в приходе три. Одна в Рудно и две в семи верстах от погоста.
 В них учится 150 детей обоего пола. Школами заведует Волостное правление, священник учит Закону Божию. Священник погоста Рудно – Лебедев Борис Николаевич (20 января     1885 года рождения) законоучительствовал в Рудно, Дубке, Рыжиково и Рожках. Его сестра Лебедева Вера Николаевна (21 января 1888 года рождения) в 1913 году       состояла 
учительницей Никольской ЦПШ.

 

«В настоящее время посреди Рудненского кладбища возвышается холм битого кирпича, в середине которого глубокая яма, обрамлённая гранитными плитами. Это остатки стен и подвал Георгиевской церкви. Но если попытаться узнать у местных жителей, как сложилась судьба церкви после революции, ответы будут самыми противоречивыми. В качестве разрушителей будут упомянуты и партизаны, и немцы, и Красная Армия, и Советское партийное руководство. И они не ошибутся. Разрушали церковь и те, и другие, и третьи.

В двадцатых годах в разорённом храме был устроен клуб. В нём показывали кино и устраивали танцы. Восьмидесятилетняя Аделя Сибуль (Гусева Гора), страдавшая в последние годы жизни от болезни суставов ног и с трудом передвигавшаяся на костылях, говорила: – «Это нам наказание за то, что мы в молодости танцевали в церкви». А девяностодвухлетняя баба Марфуша (д. Дубок) напротив передвигается очень резво. «Пойдём Марфуша, там, на танцах, гармонист очень хорошо играет. Пришла я, грустно стало до слёз, постояла и ушла» - вспоминает она.

В 1934 году церковь была ещё действующей. Перед службой звонили в колокола и тогда с колокольни слышалось "К намм, к намм", после службы, вспоминают старожилы, звонили иначе "Хоть и были, хоть и нет, хоть и были, хоть и нет". Это звонил слепой звонарь Рудненского храма. До нас дошло только его имя – Тимофей, по прозвищу "Царь".

Последним старостой перед разрушением церкви был житель деревни Гусева Гора Васильев Пётр Александрович. Именно в его доме останавливался во время войны приезжавший на службу священник псковской миссии. Имя пастыря не известно, но сохранились сведения, что сам он повозкой не правил, лошадь не запрягал. Должность кучера, во время его пребывания в Рудно, исполняла жительница д. Лог Матрёна Розаева.  По воспоминаниям Зои Александровны Петровой (Грачёвой): – «В Рудно была Георгиевская церковь - каменная с красного кирпича, три притвора. В самом центре кладбища. Фундамент с резаного гранита. В 1944 году партизаны и бойцы Красной армии то ли сожгли, то ли взорвали церковь. Могила попа Бориса на кладбище. Дьякон казначей – Боканов (Буканов). Одна служба прошла в Иванов день в 1942 году при немцах». «В тот день у церкви было гуляние и танцы. Но попасть на службу и крестить детей удалось не всем… Купол в церкви был расписной, прихожу и любуюсь». Это воспоминания Гордеевой Е.В. (Куричек).

Накануне освобождения территории от немцев по находившимся на колокольне партизанским разведчикам был произведён выстрел из орудия. При этом колокольня была разрушена, что и послужило поводом для утверждений, что церковь взорвали немцы.

В феврале 1944 года на территорию района вступила Красная армия, вскоре её передовые части подошли к реке Нарове, на левом берегу которой находился укрепрайон, имевший название «Линия Пантера». Образовался Нарвский плацдарм. К этому плацдарму всё шли и шли многочисленные войска. Им были нужны дороги, а дорогам требовался ремонт. И тогда, для ремонта дороги Рудно – Заручье были использованы камни ограды Рудненского погоста. Тогда же, в 1944 году, пожар, приведший к катастрофическим последствиям, устроили бойцы Советской Армии, соорудившие в помещении костер. Это послужило поводом для утверждений, что церковь разрушила Красная Армия.

После окончания войны шло восстановление г. Сланцы. Территория, где теперь находятся Лучки, была обнесена колючей проволокой. Здесь восстановлением жилых домов занимались советские заключённые. На территории современных Сланцев жили и работали пленные немцы. Они располагались в здании бывшей казармы 552 полка 191 стрелковой дивизии, почти на углу ул. Кирова и ул. Партизанской (неподалёку, здесь на северной окраине - воинский мемориал). И если мемориал находится справа, то слева на поле (где сейчас памятник воинам – интернационалистам) было кладбище немецких военнопленных. Сейчас эти кладбища разделяет строящаяся церковь Серафима Саровского. По воспоминаниям А.В. Беловой (Гусева Гора): «Ходили они в своей форме, без знаков различия, умирало их много, и кладбище было большое. Хоронили каждого в отдельной могиле и ставили берёзовый крест».

Кроме жилых и промышленных зданий строился дом культуры Горняков. В качестве строительного материала местными властями было решено использовать кирпич Рудненской Георгиевской церкви. Она была взорвана. Но, как и бывает в подобных случаях, раствор, скрепляющий кирпичи, оказался настолько прочным, что использовать их было невозможно.  Живущая в д. Дубок девяностодвухлетняя баба Марфуша вспоминает, что она очень боялась, когда её посылали следить за командой пленных немцев, работавших на разборке церкви. И если кирпич смогли использовать только в качестве строительного щебня, то гранитные «пилёные» плиты паперти было решено положить в качестве ступеней перед главным входом Д.К. Горняков. Эти ступени можно увидеть и сегодня, если присмотреться к двум лестницам слева и справа от центрального входа в здание. Они состоят из плохо пригнанных друг к другу, разнокалиберных гранитных плит. Поднимаясь по ним в храм искусства, можно представить, как другие люди сто лет назад поднимались по ним же к другому храму». (А.Д. Лукашов)

Деревня Рудно имела три «конца»: та часть деревни, что за речкой Рудинкой (к д. Пустыньке) называлась Зарека. Те дома, что вдоль дороги от кладбища к д. Рожки – Гора, часть деревни, что располагалась вдоль дороги от кладбища к д. Гусева Гора, именовалась Клирос. После отмены крепостного права в 1861 году территория нашего края входила в Гдовский уезд. Из 22 волостей уезда к нашему району относятся 7, в том числе и Гоголевская (Рудненская) волость. Название Гоголевская Рудненская волость получила в 1909 году к столетнему юбилею писателя Гоголя Н.В. В ходе реформы к крестьянам отошло 27 % земли, помещикам – 46 %, остальная числилась, как удельная (царская), как церковная (монастырская). В деревне Рудно к 1886 году было 102 избы, 14 конюшен, 18 бань, 1 кузница. Проживало 58 семей крестьян (151 мужчина, 139 женщин) и 31 семья ремесленников. Значительных промышленных предприятий не было. Для деревни и кузница была важным промышленным объектом. В журнале «Гражданин» за 1873 год имеются сведения о процветании в селе Рудно малярного и слесарного ремесел. «Крестьяне деревни Рудно отличаются способностью к мастерствам, чинят музыкальные инструменты, часы: между ними есть мастера-самоучки, изобретатели моделей. Нравственность этих крестьян особенно высока: они чужды плутовства, пьянства и привычки красть чужое» (Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ 1885 г.).

Петр Яковлечич Александров - сапожник на дому.

До появления металлической, фарфоровой и стеклянной посуды основная посуда была керамической. Специальные мастера-горшечники – гончары. Их кустарные производства, с числом работников 1-2 человека громко назывались «заводы». Подобные заводы в 1880-х годах известны в деревне Рудно.  В Рудно точили горшки горшечники Печины и Налимовы. Их продукция была известна на местном рынке.

По данным 1866 года кожевенных заводов было три, владели ими Егоров, Петров и Федулов.
Занимались выжиганием извести, изготовлением деревянной посуды, корзин. В реке Руденке ловили раков и отправляли в Санкт-Петербург за полкопейки пара. По воспоминаниям местных жителей, за лето таким образом можно было накопить на покупку коровы.

Ежегодно на Иванов день проводилась ярмарка. Жительница деревни Рудно О.В. Карпова (умерла в 2007 г. на 92 году жизни) рассказывала: «На Иванов день в нас была ярманка. Народу много собиралось; народу столько собиралось, что если кого свово найти, просто не найдешь… Я помню все это в детские годы свои. Папа даст нам по пейсят копеек денег, потому чтоденьги-то были дорогие, их не было, а сам купит семечек, фунтов два (тогда все были фунты); сумок у нас тоже не было (счас все сумки), а раньше платок головной, пейсят копеек; на пейсят копеек принесем узел в платке конфет, пряников, сбитня попьем. А сбитень продавал в нас старик с Гусевой Горы, булочку подавал и стакан сбитня, пять копеек. Сбитень – патоку разводили на кипятке, ложка патоки и кипяток; он со своим самоваром большим приезжал, с ведерным. Дымочек идет, кипит. Интересно было выпить стакан сбитня. На ярманки (в советский период) приезжали с Гдова много автолавок; досок привезут, палки (делать торговые места); развешивали себе материал какой, в каго косы, в каго грабли. Все привозили, что хошь продать можно было, и бруски, потому что покос начинается в июне, Иванов день 7 июля… 7 июля в покос не выходили, на ярманке покупали косы-грабли, так же молодежь гуляла».

До первой русской революции 1905 года наш край был спокоен. Однако, события «кровавого воскресенья» - 9 января эхом откликнулись и в глуши Гдовского уезда. Большевик Исидор Воробьев (из д. Савотино) был избран председателем митинга, где собрались около 300 крестьян (в д. Рель), требующих переустройства волостного строя, разрешения бесплатно рубить государственный лес, отмены платы за аренду земли. Однако влияние событий 1905 года на наш уезд этим и закончилось. Февральская революция 1917 года не принесла перемен.  Влияние большевиков в этих местах было незначительным, большевистских организаций не существовало. Об эсерах в уезде знали больше чем о большевиках. Так газета «Гдовский голос» сочла необходимым известить своих читателей, что 26 июля 1917 г. в Рудно чествовали своего земляка Михаила Спиридоновича Васильева, вернувшегося из Якутской ссылки. Биография его дается пространно. Из нее следует, что он в 1905 году поступил в Пскове учиться на землемера в соответствующее училище, известное в губернии революционными выступлениями студентов. Там он приобщился к освободительному движению и вступил в Социал-революционную партию. По окончании учебы работал в Нарве в Печорском полку. Подвергся обыскам и получил запрет на проживание. С 1906 года находился в деревне Рудно, где работал частным землемером. Активно участвовал в культурных и просветительских организациях деревни. Совместно со старшим братом, Александром Спиридоновичем, основал в Рудно Общество потребителей, которому передал свою торговлю, существовавшую около 30 лет.

         Арест Васильева М.С. последовал 5 июля 1908 года. Жандармам удалось захватить архив Гдовского уездного Комитета партии Социал-революционеров. Кроме Васильева арестовали Я.К. Тягунова, А.Ф. Хрусталева с сыном учителем, учительницу Кучинскую и Матихину, эстонца К. Киткас, некоего Е.А., брата Васильева, Александра Спиридоновича и других, всего 15 человек.

В 1917 году название Гоголевская волость было отменено. По сообщению газеты "Гдовский Голос" за 1917г.: «По постановлению Чрезвычайного уездного собрания 24 июня населению деревень Филатово, Марьково, Дубок (Гоголевская волость), Первой и Второй Выскатской волости деревень Рудно, Гусева Гора, Лог, Новая Нива, Ребельско, Пустынька, имений Завастье, Речки-Куричек и пустоши Подсосонье разрешили образовать самостоятельную Рудненскую волость».

После октябрьской революции 1917 года избранный в феврале на сходе крестьян Комитет расширил состав, стал называться Советом Крестьянских депутатов. До марта 1918 года Комитет проводил эсеровскую политику: выступал за свободную торговлю и против формирования отрядов Красной Гвардии. Уже в июле 1918 года по декрету СНК в Рудненской волости взамен Комитета волости был создан Комитет бедноты. Председателем Рудненского комбеда был избран крестьянин из д. Филатово Иван Грачёв. Среди комбедовцев победила большевистская идеология: изымание и отправка продовольствии в города, обложение «чрезвычайным» налогом всех, кто имел какую-либо частную собственность, мобилизация населения в Красную Армию.

Военкомат д. Рудно 1919 г. Сидят слева направо: Соловьев Федор Иванович, Кулаков Николай, Сорокин Александр – военком, Бараночников Алексей, Климентьев Петр Климентьевич – секретарь, Вальнов Александр, Блинов Иван; стоят – Харитонов Степан, Антонов Дмитрий.  Клементьев П.К., 1901 г.р.- один из первых комсомольцев нашего края, активный участник Гражданской войны, всю свою жизнь связан с Красной Армией. В мае 1941 года майор Клементьев окончил Военную академию им. Фрунзе. В начале августа 1944 года подполковник Клементьев, начальник оперативного отдела штаба 8 армии, погиб при переправе через реку Нарва во время выхода 8 армии с территории Эстонии на Лужский рубеж.

В 1918 году в районе было только две парторганизации – Гдовская городская и Осьминская. 24 ноября 1918 года появилась третья: в этот день состоялось собрание граждан Выскатской и Рудненской волостей, на котором они приняли решение о создании коллектива сочувствующих РКП(б). В резолюции говорилось, что собравшиеся клянутся «в беспощадной борьбе со всеми деревенскими кулаками, эсерами и прочей прихвостнической сволочью соглашательско-буржуазного класса». «Клянемся умереть за жизнь новой Советской России! Да здравствует Всемирная Революция!» - такими словами завершалась резолюция. Председателем бюро сочувствующих РКП(б) был избран А. Сергеев, секретарем – А. Сорокин, сын крестьянина, окончивший Доложское высшеначальное училище. Позднее, в 30-х годах, он работал в Мурманском окружкоме ВКП(б).

В 1927 году была упразднена Рудненская волость. Был образован Рудненский район из двадцати сельсоветов Выскатской волости, трех – Заянской и двух – Гдовской (это большая часть нынешнего Сланцевского района), в нем было только одно товарищество по совместной обработке земли.

 С 1929 года в Рудненском районе, как и по всей стране, идет организация колхозов. Был создан колхоз «Красная Заря», в него вошли жители трех деревень, в том числе и деревни Рудно. В начале 30-х годов в деревне Рудно была образована машинно-тракторная станция (МТС), она стала обслуживать 64 колхоза. Директором был двадцатипятитысячник И.Ф. Смирнов. Первая тракторная бригада насчитывала всего пять «Фордзон-Путиловцев», бригадиром ее был А.А. Сарапп. Колхозники быстро овладели техникой: стал трактористом Петр Минин из д. Новоселье, Федор и Семен Разумовские из д. Филатово и др., Александров Леонид Яковлевич из деревни Рудно в 1935 году стал механиком МТС.

В 1933 году Рудненский район был упразднен, территория нашего нынешнего района в очередной раз подверглась переделу. Рудненский сельский совет был передан в Гдовский район.

11 марта 1941 года был образован Сланцевский район с центром в поселке Сланцы. В него вошел и Рудненский сельсовет.             

         Отечественная война затронула наш край надолго, хотя больших боев с применением многочисленных воинских сил в нем почти не было. Была оккупация, во время которой, на территории Рудно был расквартирован кавалерийский эскадрон 207 охранной дивизии, под командованием бывшего лейтенанта Красной Армии, уроженца Харькова, Александра Абрамова. Он располагался в начальной школе (до революции дом Бакешиных). В деревне была тюрьма – бывший каменный амбар. Сюда каратели доставляли тех людей, которых не расстреливали на месте. Здесь их некоторое время содержали, допрашивали, а затем решали отпустить под наблюдение или расстрелять. Здание кирпичной школы было превращено в конюшню, здесь держали лошадей. Командовали этим эскадроном, состоящем в основном из украинцев, бывших военнопленных, немцы. Старшим был офицер по фамилии Нойман, вместо ампутированной руки у него был протез в черной кожаной перчатке. Переводчиком при этом отряде состоял немец по фамилии Кеслер.
Располагавшийся в Рудно кавалерийский эскадрон участвовал во многих карательных акциях, здесь ими была расстреляна цыганская семья.
Летом 1941 года недалеко от Рудно были задержаны две девушки, их заподозрили в том, что они разведчицы. Население деревни было собрано у деревянного сарая. Солдаты затолкали девушек внутрь, закрыли дверь и подожгли сарай. Позднее на пепелище были найдены два обгоревших трупа, они лежали вместе, обняв руками друг друга.

На территории Рудненского сельсовета еще в 1941 году началось партизанское движение. Местные жители организовали отряд под командованием земляка С.А. Сергеева, до войны он был председателем Новосельского сельсовета. Сергеев С.А был оставлен в районе для партизанской войны райкомом партии. Также были оттесненные из-под Гдова карателями отряды гдовских партизан Т.Я. Печатникова и Кравчука. Из всех выжил только отряд Сергеева.  Отряд действовал в течении всего периода оккупации (кроме осени и зимы 1942 года). Партизаны отряда имели тесную связь с населением. Многие из них чередовали деятельность подпольщика и партизана. Связной отряда С.А. Сергеева была Тоня Антонова, выпускница Гдовского педагогического училища, окончившая его перед самой войной. Первое дело подпольщиков было простым, но опасным. Они собирали колхозников на сход, убедили людей скрытно от оккупантов сжать хлеб и надежно спрятать. Убранный по ночам хлеб затем был тайно переправлен партизанам. Тоня под видом беженки ходила от деревни к деревне. И там, где ей удавалось побывать, появлялись новые подпольщики. Связалась Тоня Антонова и с Гдовским межрайонным партийным центром. Отряд хорошо маскировался, вовремя уходил от карателей, не подвергаясь разгрому. Радиус действия партизан был большой. Они действовали и на севере района, и на юге, уходили в дальние рейды в Гдовский район и в сторону железной дороги Псков-Ленинград. Чаще всего они действовали за десятки километров от места расположения основных сил отряда. Первое боевое крещение отряд получил у деревни Монастырек.

Осенью 1941 года отряд был плохо вооружен, всего несколько винтовок. Многие базы с оружием и продовольствием по доносу предателей были захвачены немцами. У них не хватало еды, одежды, обуви, оружия, и главное – не было у них опыта ведения партизанской войны.  В это время отряд подорвал самодельной миной на дороге Новоселье - Малафьевка автомашину с шестнадцатью гитлеровцами. В результате все фашисты уничтожены и приобретено оружие. На дороге Рудно-Доложск была взорвана легковая автомашина, в которой ехал немецкий генерал с важными документами. Документы были отправлены в Ленинград. За эту операцию С.А. Сергеев получил орден Ленина.

Партизаны отряда С.А. Сергеева.

1942 год был тяжелым для партизан. Они несли тяжелые потери. Отряд С.А. Сергеева 24 августа 1942 года решил пробираться через линию фронта в советский тыл. Подпольщики покинуть свой пост не могли, они продолжали свое опасное дело. В феврале 1943 года партизаны вернулись в свой район. Они были теперь снабжены рацией, свежими газетами и листовками, портативной типографией «Лилипут». Восстановили связь с подпольем.  В ночь на 16 мая 1943 года группы подрывников были посланы для диверсии на железную дорогу на перегон Луга – Толмачево. Ожидалось, что в эту ночь из Пскова в Гатчину поедет один из фашистских главарей – имперский министр Розенберг. Старшим подрывников был назначен бывший главный механик Рудненской МТС Н.В.Суворов. Партизанам пришлось действовать в трудных условиях. Май – время белых ночей, к тому же местность оказалась открытой, лес вблизи дороги не густой. Группа справилась со своей задачей. Состав пошел под откос. Розенберга ни в нем, ни в других составах, подорванных в эту ночь на Варшавской дороге, не оказалось. Но гитлеровцы понесли большой урон. После этой диверсии оккупанты резко усилили карательные акции против партизан.

В начале октября 1943 года партизанские отряды и боевые дружины подпольщиков разгромили большинство вражеских гарнизонов в населенных пунктах, взяв под свой контроль большую часть Сланцевского района. 27 октября 1943 года приказом Ленинградского областного штаба партизанского движения 3-й полк был преобразован в 9-ю партизанскую бригаду. К концу октября в 9-ой бригаде насчитывалось восемь отрядов численностью по 200-250 человек. Партизанский отряд Сергеева также влился в ее состав.

 На Рудненском кладбище есть братская могила. Здесь похоронены 11 жителей соседних деревень, расстрелянных за связь с партизанами Сергеева и Печатникова. Кем они были? В большинстве колхозники. Борис Яковлев из Марькова до оккупации был секретарем Рудненского сельсовета, а с появлением партизан стал руководить подпольной группой. Ефим Васильев – бригадир колхоза «Возрождение». Степан Харитонов – шестидесятилетний колхозник. Шершнев Константин вместе Харитоновым и Сотниковым В.И. из деревни Дубок получали задание от партизан и снабжали их различными разведывательными данными. Неграмотный К. Шершнев был кем-то вроде распространителя печати. Он приносил из леса партизанские газеты и листовки, а в лес носил фашистскую газету «Северное слово», на которую подписался по заданию партизан.

Более 30 месяцев продолжалась оккупация. За это время почти все дома в деревне сгорели, жителей осталось очень мало, библиотека, медпункт, школы и магазины уничтожены. Разрушенное Рудно теряет свое былое центральное значение. Сохранилось письмо на фронт Александрову Леониду Яковлевичу от матери, в котором она пишет о том, что стало с их родной деревней, как они живут после окончания оккупации. 

  

В марте 1944 года, накануне весенних полевых работ, началось восстановление Рудненской МТС. Она подверглась полному разграблению оккупантами. Отсюда немцы вывезли 36 тракторов, семь комбайнов, семь молотилок. Из стационарных установок выломали и увезли локомобиль, 14 электромоторов и динамомашину с установкой и щитом-распределителем, токарный станок и другое оборудование. Здание библиотеки было сожжено вместе с книгами. Общий ущерб составил более полумиллиона рублей.

Восстановлением станции занялся ее довоенный директор А.Г.Лучин (его жену, члена партии Е.Г.Лучину, в 1942 году расстреляли немцы). Прибыл на станцию механик, в недавнем прошлом партизанский командир, Н.В. Суворов. Бригадир трактористов А.И. Катт вспоминал, как по всему району собирали они брошенные поспешно отступавшими немцами автомашины и трактора, как собирали из металлолома станки. Даже бочек для горючего не было. Их привезли из деревни Вейно, где размещалась немецкая транспортная часть. Все же рабочие МТС отремонтировали к посевной 8 тракторов, 3 комбайна и 8 жаток. В следующем году механизаторы своими силами построили два жилых дома, кузницу и машинно-тракторную мастерскую. Исполком Леноблсовета за инициативу и умелое руководство премировал А.Г. Лучина отрезом на костюм.

Первая послеоккупационная посевная была трудной. Всю работу делали в основном на лошадях. К 10 мая 1944 года трактора вспахали только 5 гектаров, а колхозники на лошадях – 140. Но лошадей не хватало: оккупанты вывезли около пятисот рабочих коней. Стали пахать на коровах. От непомерно тяжелой работы коровы надрывались, у них пропадало молоко. Но иного выхода не было. План весеннего сева выполнили. А в конце мая Ленинград прислал в Рудненскую МТС 12 тракторов с девушками-трактористами. В помощь дирекции станции райком партии направил туда замполитом бывшего партизанского командира С.А. Сергеева.

  

Постепенно деревня восстанавливалась. Была отремонтирована школа. Ее здание из красного кирпича было построено одновременно с церковью. Сначала там было только четыре класса. В начале ХХ столетия здесь преподавали Макаровы Макарий Поликарпович и Мария Яковлевна. Жили в Рудно с братьями Макария Поликарповича – Николаем и Иваном, пока не купили хутор у деревни Плавкино.
В 1951 году это уже семилетка, а потом восьмилетка. Школа работала до 1977 года. В ней учились ребята со всех деревень, расположенных на территории Новосельского сельского совета. В октябре она была переведена в новое двухэтажное здание, построенное в деревне Новоселье.

  

Школа послевоенная.

В декабре 1961 года на территории Новосельского сельсовета был организован совхоз, в который вошли четыре колхоза: имени В.И. Ленина, имени М.И. Калинина, «9 января», «Аврора». Рудно, а также близлежащие деревни Рыжикова, Пустынька, Новая Нива, Завастье, Гусева Гора, Куричек, Марьково, Филатово, Дубок вошли в первое отделение совхоза «Аврора». Бывший главный агроном совхоза Олег Александрович Званцов вспоминает, что в Рудно была овчарня, овчаром при котором был местный житель Федор Терентьев. Затем ее переоборудовали в птичник. Также были две фермы, на 200 голов и 150 голов, телятник. Работали мастерские, отделение связи, библиотека, в бывшем барском доме больница с родильным отделением, зубоврачебным кабинетом.

Долгое время совхоз был одним из лучших в районе и по темпам заготовки кормов, и по надоям молока. И сейчас в деревне проживает Ф.А. Александрова – рабочая полеводства, а потом заведующая на местной ферме. Она за свою работу награждена орденом Октябрьской революции и орденом трудового Красного Знамени. Про совхоз, и в частности про первое отделение, часто писали в местной районной газете «Знамя труда».

 

Во время перестройки хозяйство стало слабеть. Менялись директора, закрывались птичники, фермы. Молодежь стала уезжать в поисках работы. Сейчас некогда богатый совхоз объявлен банкротом, на всей территории Новосельского сельского поселения нет ни одного сельскохозяйственного предприятия.

Единственным значимым объектом в деревне Рудно остался Сельский Дом Культуры. Перевезенный из деревни Куричек в 1960 году, он и сейчас собирает людей, неравнодушных к творчеству. В советское время там показывали кино, народу собиралось столько, что не хватало сидячих мест. Бессменным киномехаником был житель деревни Гусева Гора, участник Великой Отечественной войны Овчинников Геннадий Степанович.

 

            Фольклорно-этнографический коллектив СДК Рудно был создан в 1947 году. В тот год местные жители собрались в клубе и впервые в послевоенные тяжелые годы сыграли любимую ими старинную русскую свадьбу, то есть вспомнили все песни, восстановили обряд, затем запрягли лошадь, сели на телегу и поехали выступать в город Сланцы. Затем свадьбу показывали гостям, приезжавшим в деревню, выезжали с выступлениями на различные фестивали. Вся творческая жизнь коллектива направлена на сохранение традиций наших деревень Рудно, Гусева-Гора, Пустынька, Куричек, их вклад в дело сохранения, возрождения, пропаганды самобытного русского народного творчества невозможно переоценить. На сегодняшний день коллектив – трижды лауреат Всероссийских фестивалей, участник международных, областных фестивалей народного творчества, всех проводимых в районе мероприятий.  Только благодаря этому коллективу в течение многих лет в СДК Рудно проводятся праздники русской песни, на которые приезжает много гостей из Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Каждый такой праздник посвящен какому-нибудь событию. В 2007 году - это празднование 60-летнего юбилея коллектива, в 2012 году – 65-летию фольклорно-этнографического коллектива СДК Рудно, в 2013 году – Рудненской кадрили.

 

В репертуаре коллектива около 100 песен, из них 60 - только песни родного края.  Народные певуньи сохраняют для новых поколений богатство традиционной русской культуры, ее духовно-нравственные основы. Ежегодно на митингах, посвященных празднованию Победы, 9 мая у мемориала погибшим войнам исполняет старинные рекрутские, солдатские и исторические песни. В последние годы участницы выучили цикл духовных стихов и выступали с ними на концерте Духовной песни в селе Кярово Гдовского района Псковской области (июль 2007 года), на праздновании 1060-юбилея Погоста Ольгин Крест в близи деревни Загривье Сланцевского района Ленинградской области (24 июня 2007 года), на престольном празднике деревни Каменец Новосельского сельского поселения (2 августа 2007 и 2008 гг.),  на Празднике духовного творчества «Пред тобою, мой бог» в деревне Новоселье (14 октября 2007 г.). В 2007 году впервые в городе Сланцы дали сольный концерт, который назывался «Старинный деревенский романс», где очень удивили и покорили зрителя. Фольклорный коллектив - активный участник празднования Масленицы, проводимой ежегодно в деревне Гусева Гора. Задорные частушки, шуточные песни с забавным ритмичным припевом не оставляют равнодушными никого из присутствующих, вовлекают всех в хоровод. В ходе подготовки 60-летия коллектива было дано несколько концертов в деревнях Новосельского сельского поселения. Один из них, в деревне Пустынька, был посвящен 90-летию участницы коллектива Ольги Николаевны Филипповой.

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области есть большое количество любителей русской песни и поклонников именно этого коллектива, с которыми они встречаются на областных песенных праздниках. Многие берут их песни в свой репертуар. Один из таких коллективов – это фольклорный ансамбль «Любочажье» из города Луга, руководитель которого выступала с фрагментом «Свадьбы д. Рудно» на защите своего диплома в Новгородском музыкальном училище. 15-летию этого коллектива был посвящен фестиваль народного творчества «Лужские зори», в котором коллектив СДК Рудно также принял участие (декабрь 2007 г.).

Фольклорно-этнографический коллектив представлял город Сланцы на II Фестивале малых исторических городов Ленинградской области в городе Санкт-Петербург (24 августа 2007 г.) и III Фестивале малых исторических городов Ленинградской области в городе Ивангород (22 августа 2008 г.).

18 июня 2008 года в СДК Рудно состоялась встреча с участниками семинара «Сельский туризм как средство развития сельских территорий». Результатом стала разработка участия коллектива в экскурсионных программах для туристов «Масленица в Гусевой Горе», «Свадьба в деревне», «От хора к хору через Сланцы».

Творчество фольклорно-этнографического коллектива интересно не только знатокам русской песни, но и простым слушателям. На выступления этого коллектива приходят и односельчане, и жители соседних деревень, и приезжают из городов. В феврале 2007 года состоялась встреча подростков, участников краеведческой студии «Твой городок» из г. Сланцы с участниками коллектива.    Ребята приняли активное участие в эпизоде празднования свадьбы, подпевали и плясали, искренно радуясь общению с этим удивительным коллективом.         
Несмотря на то, что в основном участники коллектива – люди пожилого возраста, исполнение народных песен даёт им заряд бодрости, здоровья, песня помогает им жить, бороться с трудностями, забывать о годах и болезнях. Всего за 61 год существования в коллективе принимали участие в разные годы 50 человек. Не одно поколение жителей деревень Рудно и Гусева Гора находило здесь возможность для самовыражения, реализации духовных потребностей.
Сейчас в коллективе есть и старейшие участники со стажем 26 лет, есть и совсем недавно пришедшие. Старейшей участнице коллектива – 87 лет, это Татьяна Петровна Тараканова, малолетний узник фашистских концлагерей.  Самая молодая (18 лет) – Екатерина Линдт.  Несмотря на свой юный возраст, она участвует в коллективе 14 лет, и сейчас является запевалой.
Вот уже 42 года бессменным руководителем этого коллектива является заслуженный работник культуры РФ Евгения Тимофеевна Беляцкая, которая отдает любимому делу душевное тепло и свой богатейший опыт. Вот как говорит она о своем коллективе: «Сорок два год тому назад я познакомилась на деревенском смотре сельской художественной самодеятельности с коллективом. Тогда это был мощный хор, дружный деревенский коллектив, который заворожил меня не только своими песнями, но и всем, что есть прекрасным, красивым в этой жизни: дружбой, добротой, искренностью. Я никогда не думала, что мне когда-то придется стать руководителем этого коллектива. В нем были яркие, сильные личности, прошедшие такие трудные жизненные испытания войной и судьбой, поющие не только голосом, а сердцем, так много знающие. И мне казалось, это будет вечно. Но постепенно они уходили из жизни, приходили в коллектив другие, жившие рядом, слышавшие их, и говорили: «Мы так не сможем петь».  Но проходило время, и, как будто, земля эта или стены нашего клуба, впитавшие в себя память, голоса, передавали всё следующему поколению. Они все вспоминали, и вспоминали о том, как было раньше. И вдруг прорезался давно ушедший голос, и слышались те же интонации, и песня вновь возвращалась к нам из далеких веков. Великая сила – традиция. И пусть она живет вечно в этом коллективе, в этой деревне и дарит радость следующим поколениям».

         В августе 2008 год интерес к творчеству коллектива проявили корреспонденты первого канала телевидения, и 3 сентября репортаж вышел в эфир. В 2008 году фольклорно-этнографический коллектив СДК Рудно стал лауреатом областного конкурса «Звезда культуры-2008». В 2012 году принимал участие в съемках передачи «Заповедная область» (телеканал Россия 1), в  2013 году - всъемках документального фильма «Свадебный генерал» (телеканал Россия 1). Коллектив по-прежнему играет свадебный обряд деревни Рудно. В августе 2009 года была сыграна настоящая свадьба по старинным традициям. Было и одевание невесты, и плетение косы, и выкуп, и регистрация бракосочетания, которую провела заведующая отделом ЗАГС при администрации Сланцевского муниципального района. И все это сопровождалось старинными обрядовыми песнями.

 

В настоящее время в деревне Рудно зарегистрировано 64 человека. Но постоянно проживает лишь 17, в основном это люди преклонного возраста. Былое величие деревня потеряла.
Почему именно об этой деревне я решила написать? Потому что это родная деревня моей бабушки Александровой Галины Леонидовны. Она ребенком хлебнула сполна беды оккупации, работала на этой земле в совхозе «Аврора» ветврачом, и сейчас живет постоянно в построенном ей же доме. Мой прадед Александров Леонид Яковлевич работал механиком на МТС Рудно, а затем главным инженером совхоза «Аврора». В этой деревне родился и вырос мой отец, в Рудненской школе учились мои родители. Не хочется быть «Иваном, не помнившим родства». И еще, легко разрушить то, что когда-то создавалось столетиями. Тяжело, а иногда и невозможно, все это возродить. Остается только память и Рудненский погост, на котором свободного места становится все меньше.