Цвет фона сайта:

Интервал между буквами:

Размер шрифта сайта:

pic
pic pic pic pic pic pic pic pic pic pic pic pic pic pic pic pic pic pic pic pic pic pic pic pic

Яндекс.Метрика

«Гендерная тематика в детской литературе в России»: профессиональное общение сланцевских библиотекарей.

         29 сентября в детской библиотеке состоялся семинар «Гендерная тематика в детской литературе в России». 

   
   
    Открыло семинар выступление магистра педагогики, исследователя детской литературы, заведующей сектором проектной деятельности отдела Охта Lab Центральной городской публичной библиотеки им. В.В. Маяковского Марины Валерьяновны Соломоновой «Героические девочки и чувствительные мальчики: развитие гендера в современной детской литературе». Марина Валерьяновна проанализировала историю возникновения культуры девичьих романов и гендерные стереотипы в советской детской литературе. Сейчас считается хорошим тоном посмеиваться над девичьей литературой, как над глупыми, слезливыми любовными историями, любимыми мечтательницами и недотёпами. Но, оказывается, первые женские романы были созданы вовсе не сентиментальными чудачками, а самыми образованными и «продвинутыми» женщинами своей эпохи, иногда даже убеждёнными феминистками, так что в этом литературном жанре изначально были заложены и уважение к женщинам, и понимание их забот и проблем, мечтаний и надежд. Из этого источника родились книги, которые стали сакральными для девочек и девушек разных эпох. Откуда же потом возникло гендерное предубеждение против женского текста? Необходимо бороться за изменение статуса девичьей книги, так как это поможет вызвать уважение к женской сущности и женской судьбе! Интересно было порассуждать и поразмышлять о причинах угасания культуры книг для девочек в советскую эпоху. Почему девичья культура не совпадала с советской этикой и философией? Ведь и мужские и женские «царства», мужские и женские качества изначально одинаково ценны и важны для людей? Почему же советская детская литература была мальчишеским царством, и в книгах той поры главными героями были энергичные, активные и жизнерадостные мальчики, а не сентиментальные, мечтательные девочки? Это вопросы для долгих размышлений об истории культуры, о конфликте мировоззрений разных эпох…

            В выступлении ведущего библиотекаря Сланцевской центральной городской детской библиотеки Н.В. Буяновой «Все мы – не принцессы!" Как воспринимают и соотносят себя подростки с образами сверстников в детской литературе.» рассказывалось о том, как воспринимают и соотносят себя подростки с образами сверстников в детской литературе. Наблюдения из практики и беседы с читателями вызвали множество вопросов, не на все из которых мы смогли найти однозначный ответ.  Почему из детской литературы и кино уходят диснеевские принцессы? Согласились бы современные девушки и девочки на роль и судьбу Белоснежки – героини, воплотившей в себе идею идеальной женственности? Какие новые интересные образы, свободные от устаревших гендерных стереотипов появились в современной литературе? Почему наши читательницы, девочки-подростки, влюблены в героев-злодеев и симпатизируют героям-фрикам? Как изменились прекрасные принцы в современной детской и подростковой литературе? Как выглядит мальчишеский кумир и идеал?

            Завершился семинар участием специалистов в деловой игре «Я – издатель». В процессе игры было создано два издательства с гендерной направленностью, которые с азартом вступили в конкурентную борьбу и принялись за производство бестселлеров.  Издательство, специализирующееся на  книгах для девочек «Каблучок» переиздало книгу Л. Олкотт «Маленькие женщины», которую прорекламировали, как лучшее пособие по женским психологическим типам и  характерам и издало её современный аналог, в котором героини сохранили свои основные черты, но приобрели современные профессии, умения и навыки. Издательство «Комплексов. НЕТ», которое предпочло издавать книги для мальчиков, представило книги из новой серии «Овощерезка»: переиздание книги Дж. Родари «Чиполлино» и энциклопедию для мальчиков «Если твой отец – овощ?». Эти забавные задания дали возможность участникам семинара выступить в новой роли издателя, проявить свои таланты, осознать, как интересно бывает, когда ты осуществляешь  свои мечты и идеи.

            Встреча получилась насыщенной и познавательной. Было интересно поговорить не только о самом важном и главном – хороших  книгах, но и о мужской, и женской судьбе. Ведь, как выяснилось, трудно быть и женщиной, и мужчиной в современном мире! У тех и у других есть много неразумных страхов и предубеждений, порождающих тревоги, комплексы, уничтожающих уважение к себе. Умные и глубокие книги, такие, например, как «Мальчик в платье» Дэвида Уэльямса  помогут нам понять друг друга и научиться быть гибче, мудрее и терпимее.