В течение трёх дней, 17, 18 и 19 ноября, в Сланцевской детской библиотеке работала Школа Детского Чтения -2020. Школьные истории в формате онлайн объединили участников из Красноярска, Москвы, Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Франции, Казахстана. Это был повод для подростков, писателей, издателей, критиков, исследователей, учителей, библиотекарей поговорить о жизни, о чтении, о себе и других. Участники Школы говорили на темы: «Школа – это я», «Время в школе», «Школьные друзья». В дискуссиях участвовали лидеры чтения из разных городов Ленинградской области, в рамках видеоконференции Zoom к диалогам присоединялись школьные классы.
Первый классный час Школы Детского Чтения «Сам ты Пушкин - Вот в чем соль!» провёл поэт и музыкант Константин Арбенин. Говорили о Пушкине, о поэме Арбенина «Пушкин мой» и о том, что Пушкин живёт в каждом из нас. Автор признался, что всегда любил творчество Пушкина и поэтому среди сверстников, которые увлекались другими жанрами литературы, был несовременным. Это его смущало. И тогда родилась поэма «Пушкин мой» - ироническая, смелая, неожиданная, в чём-то спорная книга, не только и не столько о великом поэте-классике, но и об её создателе. Поэтичным и светлым эпизодом встречи был момент, когда читатели рисовали портрет маленького Пушкина и размышляли: «Каким был Пушкин в десять лет?» Любопытным и задумчивым, талантливым и ритмичным.
На ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ «Про нашу школу и школьных друзей. Опыт жизни и наблюдений» Светлана Маслинская, как тонкий и проницательный исследователь, учила Лидеров ШДЧ методике социальной антропологии. В ходе обсуждения взрослые участники встречи предались милой школьной ностальгии, вспоминая смешные дразнилки и переделки классических текстов, забавные прозвища учителей и одноклассников и заразили этим уютным настроением нынешних школьников.
С литературным критиком Марией Порядиной состоялся актуальный диалог о том, как правильно писать читательский отзыв на книгу. Для Лидеров, готовящихся к ответственной процедуре выбора книг на Знак «Нравится детям Ленинградской области» были важны и полезны рекомендации опытного литературного критика.
С Анной Грузовой, преподавателем Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусства, говорили о том, как обеспечить личную безопасность в интернете. Развивает интернет способность к общению или имитирует её? Интернет-общение – это реальность или иллюзия? Как отличить в интернете правду от лжи? Обсуждая базисные правила безопасного поведения в интернете, участники встречи пришли к выводу, что главное правило интернет-безопасности – это анонимность и защита частной жизни, значимой информации. А вообще, как оказалось, настоящая безопасность не в своде строгих правил и ограничений, а в правильном самоощущении. Человек, которого любят и уважают и который, в свою очередь, любит, бережёт и уважает своих близких, не поддастся на провокации и не будет нарушать чужие личные границы. Даже в интернете, где это так просто и удобно сделать.
Теме школьной дружбы был посвящён классный час с психологом и писателем Екатериной Мурашовой. Как отстаивать свои личные границы в школе? Что делать, если у тебя нет друзей, или они иногда ведут себя совсем не по-дружески? Что можно простить другу, а что нельзя? Екатерина Мурашова, как психолог, всегда признаёт право на ошибку и на заблуждение. Ещё Екатерина Вадимовна не только представила своего экзотического домашнего питомца – суриката, но и серьёзно и тепло поговорила об отношениях детей к домашним любимцам. Её лозунг: «Хорошо живётся в мире, когда там есть люди, которые любят зверей!».
Рекомендации, как справится со школьными страхами давала переводчик Ольга Дробот на примере книги Бьёрна Рёрвика «Козлики Брюса идут в школу», которую она перевела с норвежского. С поэтом и прозаиком Наталией Волковой лидеры ШДЧ мечтали о школьной и нешкольной свободе, говорили о её книгах и их героях. Придумывали лучший лозунг школы-мечты. Самым трогательным стал такой призыв: «Принимайте детей такими, какие они есть!».
С художником Олесей Гонсеровской лидеры чтения попробовали себя в роли преобразователя и создателя современного школьного дизайна. Участников творческой лаборатории заинтересовал и отчасти мотивировал каверзный вопрос от критика Марии Порядиной: «Что ценнее для современного дизайна помещений - возможность уединения или открытость пространства?». Большинство вдохновила мечта об уединении. В итоге вдохновенной и азартной работы читающих подростков появились такие дизайн-проекты, как комната пианиста и художника, маникюрный кабинет, комнату, показывающую проблему малоимущих слоев населения, кондитерскую гномика и много других!
В творческой лаборатории Анны Грузовой «Интернет-«дайвинг» для родителей, учителей, библиотекарей» разговор шёл о том, как помочь детям стать настоящими читателями? Как влияют современные родители на чтение детей и правильно ли они это делают? Чем отличается потребность в чтении и восприятие книги у современных детей от их сверстников в прошлом? Как создать в семье добрую традицию регулярного чтения? Участники встречи обсудили насколько актуальны в условиях современной семьи и школы методики Э. Чамберса и Д. Пеннака по приучению детей к чтению, познакомились с лучшими книжными новинками 2019-2020 годов.
В разговоре с Ларисой Романовской о ее новой книге «Кандидаты навылет» писатель терпеливо и вдумчиво отвечала на вопросы Лидеров чтения. Даже на самые сложные и каверзные из них. Например, такие: «Как устроена голова писателя?», «Каким образом он умудряется создавать тексты, которые заставляют видеть мир заново? Так, чтобы прочитать – и почувствовать, что тебе в лицо веет свежий ветер?», «Вы испытываете жанры собой или жанры испытывают вас?». Ей помогали чувство юмора и тяжёлый опыт мамы неудобного ребенка, который она отразила и преобразила в своей последней книге.
С участием представителей ведущих издательств - БУМКНИГА, САМОКАТ, ПОЛЯНДРИЯ, БЕЛАЯ ВОРОНА, ВОЛЧОК, КАРЬЕРА ПРЕСС обсуждали тему выбора чтения, размышляли, что делать, если новые книги для детей и подростков оказываются чужды культурному коду учителей и родителей. Как примирить детей и взрослых, у которых разные представления о правильном и неправильном, достойном и недостойном в книжном мире? Издатели, представляя самые яркие книжные новинки, особенно болели за трудные, необычные книги, и были благодарны читателям – подросткам за то, что они их заметили и оценили по достоинству.
На встрече с прозаиком и переводчиком Асей Петровой «Кто что скажет - все равно!» разговор шёл о важных вещах – о тактичности и терпимости, открытости и закомплексованности, об этике повседневности. Над чем можно смеяться, а над чем – не стоит? Как научиться не задевать и не обижать другого человека? - диалог о трудных взаимоотношениях и необходимости взаимопонимания между взрослыми и подростками вели члены Команды КНИЖНОГО ПУТИ Вырицкой детской библиотеки.
Школа Детского Чтения -2020 получилась творческой и дерзкой, пёстрой и шумной, своенравной и непредсказуемой. Школа о школе, такая же неоднозначная, как и сама школа.