«Погодинские чтения» учреждены в 1994 и году проводятся в Ленинградской областной детской библиотеке каждые пять лет. Исследователи детской литературы, библиотекари, писатели, художники, литературные критики, издатели, редакторы, педагоги встречаются для диалога, дискуссий, обмена взглядами.
«Погодинские чтения» на тему «ПРОЗА. ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ», посвящённые Радию Петровичу Погодину, состоялись 27 и 28 октября. Слушали доклады исследователей, принимали участие в обсуждениях за «круглым столом» библиотекари Сланцевской межпоселенческой центральной районной библиотеки.
Фото с сайта Ленинградской областной детской библиотеки.
Юные читатели Сланцевской центральной детской библиотеки приняли участие в экскурсии-встрече, которая состоялась в режиме онлайн на платформе Zoom. Детский библиотекарь Ленинградской областной детской библиотеки Людмила Валентиновна Степанова и писатель Анастасия Строкина зачитали начало нескольких произведений Радия Погодина, попросили участников встречи выбрать тот отрывок, который им понравился, и объяснить почему. Читательница Варя Секуторова одна из первых высказала и объяснила своё предпочтение об услышанных отрывках из прозы писателя и получила в подарок открытку как раз с цитатой, которая ей особенно понравилась. Это начало книги Радия Погодина «Зелёный попугай». Дети познакомились с секретами творчества писателя, посмотрев архив его рукописей, - листочки с набранным на печатной машинке текстом и исправления, склейки, сделанные рукой Радия Петровича.
Впечатления участников «Погодинских чтений»:
«Я впервые побывала на Погодинских чтениях, которые пролетели для меня, как одно мгновение. В воспоминаниях Л.В. Степановой о Радии Петровиче Погодине было много новой, интересной информации о нём не только, как о писателе, но и художнике. Собрание картин Р.П. Погодина, которые находятся здесь же, в Погодинском зале, притягивают ярким и насыщенным колоритом: красные кони и петухи, кентавры с ребёнком, парящие купола церквей, волны, несущие мячи, чёрные-пречёрные сказочные вороны – сказочный и мифический калейдоскоп… Каждую из них можно рассматривать и открывать для себя бесконечно.
Выступления, доклады критиков, издателей, писателей стали для меня открытием в детском чтении, настолько был высок их исследовательский уровень. Погодинские строчки в чтении и комментариях Сергея Анатольевича Махотина звучали проникновенно и созвучно сегодняшнему настроению.
После выступления Ольга Николаевна Мяэотс, литературного критика, специалиста по детской книжной иллюстрации, которая говорила об аспектах прочтения повести Астрид Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше» и о главном герое произведения в контексте времени, я тоже задумалась об этом герое: «Карлсон, кто он для Малыша? Что этот персонаж несёт в мир?». Л.В. Степанова рассказала, что Р.П. Погодин любил задавать своим собеседникам вопрос: «А кто такой Карлсон?». По-моему, хорошая тема для обсуждения с детьми.
Познавательным стало для меня выступление художника М.А. Бычкова. Он наглядно показал и рассказал, как создаются иллюстрации. В его исполнении они становятся графическим текстом, который сопровождает авторский. Тонкое и исторически выверенное отношение к деталям иллюстраций помогают создать в воображении реальную атмосферу прочитанной истории. Это стало для меня следующим удивлением – с картинками можно работать, как с текстом: рассматривая, воссоздавать эпоху и настроение книги, пробуждать фантазию детей, погружаясь с ними в рисунок, слово, текст.
Все выступления на VI Погодинских чтениях стали для меня лабораторией по работе с литературным текстом, опытом организации проблемного разговора с современными подростками при чтении книг, изучением новых форматов при обсуждении прочитанного. Кроме того, что я библиотекарь, я ещё, безусловно, и читатель с более чем 40-летним стажем. Захотелось перечитать и, возможно, переосмыслить все произведения Р.П. Погодина, А.П. Гайдара, о которых шла речь. Переосмыслить, отыскивая вместе с подростками новые современные смыслы.
Последнее, что меня мучает уже несколько дней: «Карлсон, кто он?».
М.А. Филиппова,
заведующая Черновской сельской библиотекой.
«Мое участие в Погодинских чтениях началось со знакомства с библиотекой, с её оконных витрин при входе, на которых фразы – предложения «Заходи смотреть, придумывать, радоваться» или «Открой выставку своих рисунков, историй, стихов», или цитаты из книг детских писателей Р. Погодина, М. Яснова, С. Махотина… Как это здорово! И ты уже не гость, а хозяйка библиотечного пространства, и понимаешь, что тебе здесь помогут найти нужную книгу, раскрыть таланты. Помогут! Подскажут! Научат!
Далее – Погодинский зал с творческой выставкой Р.П. Погодина, с уникальной коллекцией детских книг и картин. Можно было познакомиться с его книгами – полистать, почитать, посмотреть и поразмышлять над картинами, непростыми, не всегда понятными.
И вот – Погодинские чтения – открыты!!! В докладах, дискуссиях, интервью, беседах, диалогах о жизни и творчестве участвовали петербургские писатели, художники, литературные критики, в диалоге за «круглым столом» о литературном процессе и книжном рынке детской литературы - редакторы издательств «Арка», «Розовый жираф», библиотекари Ленинградской областной детской библиотеки и Центральной городской детской библиотеки им. Гайдара (Москва).
Вместе с ведущими семинария Валентином Головиным, Ириной Арзамасцевой, Инной Сергиенко, Людмилой Степановой по повести А. Богословского «Верочка» захотелось ответить на этот вопрос: «Школьная повесть или страшная сказка?».
Радий Петрович Погодин понимал детей, излагал мысли простым языком, выражал эпоху через наблюдение за ребенком. Дети с удовольствием читали и читают его книги. Мне хочется, чтобы читатели Загривской сельской библиотеки тоже знакомились с творчеством Р.П. Погодина. «Зачем ты живешь? - Затем, чтобы понять, что в детстве ты был богом (…) ты мог создать вселенную. Радий Погодин».
Е.А. Бургутина,
библиотекарь Загривской сельской библиотеки.